Программное обеспечение
Свою образовательную деятельность дошкольное учреждение строит в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264) (далее – ФГОС ДО) и федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847) (далее – ФОП ДО).
Программа отвечает образовательному запросу социума, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
Обязательная часть Программы соответствует ФОП ДО и обеспечивает:
- воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержании доступными средствами;
- создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
- создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям), равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места и региона проживания.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены программы, направленные на развитие детей в образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках (парциальные образовательные программы), отобранные с учетом приоритетных направлений, климатических особенностей, а также для обеспечения коррекции нарушений развития и ориентированные на потребность детей и их родителей:
- Программа этноэкологического развития детей 5-6 лет «Загадки родной природы»: примерная парциальная образовательная программа/Т.В. Мурашкина. – Чебоксары: Чув. кн.изд-во, 2015г. – 64 с.
- Программа этнохудожественного развития детей 2-4 лет «Узоры чувашской земли»: примерная парциальная образовательная программа / Л. Г. Васильева. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2015 г. – 86 с.
- Николаева Е.И. Программа по приобщению дошкольников к национальной детской литературе «Рассказы солнечного края. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2015;
- Соловей Л.Б. Программа по социально – коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учётом регионального компонента «Традиции чувашского края» -Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2015.
- «Цветные ладошки». Парциальная программа художественно – эстетического развития детей 2 – 7 лет в изобразительной деятельности (формирование эстетического отношения к миру) / И. А. Лыкова. – М.: ИД «Цветной мир», 2018 г. – 144 с.
- Программа развития музыкальности у детей «Гармония» / К. В. Тарасова, Т. В. Нестеренко, Т. Г. Рубан. – М.: Центр «Гармония»
- Программа по приобщению детей 6 – 7 лет к национальным традициям физического воспитания «Родники здоровья»: примерная парциальная образовательная программа. / И. В. Махалова. – Чебоксары: Чуваш. кн.изд – во,2015 г. – 79 с.
- Токаева Т.Э. Будь здоров, дошкольник. Программа физического развития детей 3-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2022. - 112 с.
- Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог»: Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-синтез, 2017. – 112 с.
- Нищева Н. В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. Изд. 2-е. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020. — 272 с.
Объем обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.
Программа представляет собой учебно-методическую документацию, в составе которой:
- рабочая программа воспитания,
- режим и распорядок дня для всех возрастных групп ДОО,
- календарный план воспитательной работы.