Специалисты рекомендуют
Практические рекомендации психолога родителям, воспитывающих особых детей.
С начала 21 века в России отмечается значительное увеличение числа детей-инвалидов. Уровень инвалидности с детства увеличился более чем в 3,6 раза, и по прогнозам будет увеличиваться и в дальнейшем. В настоящее время в России проживает 8 млн. инвалидов, из них 1 млн. детей-инвалидов. Ситуация инвалидности — самая распространённая и критическая жизненная ситуация в современном обществе.
Семья, в которой появляется ребёнок с отклонениями в развитии, попадает под гнёт многочисленных проблем. Это провоцирует сложности во взаимоотношениях не только между родителями, но и между самим ребёнком и его родителями. Каждый родитель, воспитывающий ребёнка с ограниченными возможностями здоровья сталкивается с ситуацией необходимости его принятия таким каков он есть, со всеми проблемами, связанными с его недугом. Но, к сожалению, далеко не каждый родитель оказывается способен принять эту ситуацию адекватно..
Известно, что одни родители переносят воздействие стресса очень тяжело, и трагичность ситуации ломает их судьбы. Другие находят в себе силы противостоять возникшим трудностям, способны самореализоваться и достигают максимальных успехов в социальной адаптации ребенка.
Многими исследованиями подтверждается, что у родителей, длительное время находящихся в состоянии стресса, вызванного наличием многочисленных проблем, связанных с воспитанием ребёнка с ограниченными возможностями, формируются неблагоприятные психо-эмоциональные взаимоотношения с ребёнком. Задача психолога в такой ситуации помочь родителям активизировать их личностные душевные ресурсы, для преодоления всех психотравмирующих факторов, неизбежно возникающих в результате воспитания и реабилитации ребёнка-инвалида. На сегодняшний день существует острейшая необходимость организации и проведения психокоррекционных мероприятий с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья.
В процессе психокоррекционной работы с самим ребёнком, психолог должен придерживаться основной задачи – устранение эмоциональных блоков или препятствий на пути самореализации и самоактуализации ребенка-инвалида. Главной профессиональной обязанностью психолога является создание соответствующего психологического климата в семье, в котором у ребенка с ОВЗ могли бы проявиться все его таланты и способности.
Психолог, работающий с детьми-инвалидами, особенно должен заботиться о том, чтобы дети смогли установить положительные взаимоотношения с другими людьми и чтобы они были уверены в собственных способностях и в собственной ценности.
В процессе своей профессиональной деятельности, с опорой на методические разработки специалистов различных научных областей мною были сформулированы практические рекомендации для родителей, воспитывающих особенных детей:
-
Поощряйте у ребёнка оптимистичный взгляд на мир. Будьте в этом сами примером для своего ребёнка.
-
Уделяйте своему ребёнку как можно больше внимания, беседуйте с ним, обсуждайте с ним всё, что его беспокоит.
-
Прививайте ребёнку осознание того, что жизнь — самая большая ценность.
-
Совместно с ребёнком стройте планы на будущее, намечайте жизненные цели.
-
Стремитесь к личностному росту, духовному развитию сами и развивайте их в ребёнке.
-
Повышайте уровень активности и самостоятельности у ребёнка.
-
Обеспечьте ребёнку (учитывая его индивидуальные особенности) общение не только в рамках семьи.
-
Посещайте консультационные и психотерапевтические занятия, направленные на развитие ребёнка и гармонизацию внутрисемейных взаимоотношений.
-
Повышайте уровень информированности о состоянии здоровья и специфике заболевания своего ребёнка, чаще обращайтесь за профилактической помощью.
-
Любите своего ребёнка таким, каков он есть.